
Минфин внёс в правительство бюджетный пакет на 2027 год и плановый период 2028–2029 годов, а также законопроект о поправках в Налоговый кодекс. Дефицит федерального бюджета запланирован на уровне около 2% ВВП ежегодно. Доходы бюджета в 2027 году составят 43,3 трлн руб., расходы — 48,8 трлн руб. Для обеспечения этих параметров ведомство предложило налоговые меры, которые затронут миллионы частных инвесторов.
Прогрессивная шкала — на все
Ключевое новшество: пятиступенчатая шкала НДФЛ от 13% до 22%, действующая с 2025 года для зарплат, будет распространена на «пассивные» доходы — дивиденды, проценты по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и цифровыми правами, от продажи имущества и реализации долей участия, а также по договорам страхования и дарения. Сейчас эти виды доходов облагаются по двухступенчатой шкале 13–15%.
Новая шкала: до 2,4 млн руб. в год — 13%, от 2,4 до 5 млн руб. — 15%, от 5 до 20 млн руб. — 18%, от 20 до 50 млн руб. — 20%, свыше 50 млн руб. — 22%. Каждая ставка применяется только к части дохода сверх соответствующего порога.
По оценкам Минфина, новация затронет не более 6% населения, имеющего налогооблагаемые доходы, — около 4 млн граждан. При этом количество частных инвесторов с брокерскими счетами на Московской бирже по итогам июня 2026 года составило 41,9 млн человек, ими открыто более 80 млн счетов (большая часть из них, правда, существуют лишь номинально). Для процентов по вкладам сейчас дополнительно действует необлагаемый лимит — 1 млн руб., умноженный на максимальную ключевую ставку ЦБ из действовавших на первое число каждого месяца года. На 1 января 2026 г. ключевая ставка составляла 16%, и в течение года ЦБ ее только снижал. Поэтому лимит за 2026 г. составит 1 млн руб. × 16% = 160 тыс. руб. Проценты в пределах этой суммы налогом не облагаются. Это правило сохранится. Участников СВО изменения не коснутся.
Ведущий аналитик Freedom Global Наталья Мильчакова отметила, что поправки затронут не всех россиян со сбережениями, а лишь тех, кто попадает на верхние ступени шкалы. Генеральный директор сервиса TaxMate Валерия Назаренко полагает, что система налогообложения по доходам физлиц в России будет приближаться к зарубежным аналогам, а технически налоговые агенты будут рассчитывать налоги, после чего ФНС будет формировать сводные уведомления по пятиступенчатой шкале по всем видам доходов.
ПИФы заплатят налог на прибыль 15%
Минфин предложил установить для паевых инвестиционных фондов обязанность уплачивать налог на прибыль с получаемых пассивных доходов по ставке 15%. Сейчас ПИФ не платит налог на прибыль — налогообложение возникает только при выплате доходов пайщикам, что может откладываться на длительный срок и создаёт предпосылки для налоговой оптимизации.
По данным источника «Интерфакса», знакомого с поправками, нововведение коснётся только закрытых и интервальных фондов (ЗПИФ и ИПИФ), предназначенных для квалифицированных инвесторов. Вся сумма уплаченного налога пойдёт в федеральный бюджет.
По данным Банка России, в IV квартале 2025 — I квартале 2026 года совокупный чистый приток средств в ПИФ составил 1,7 трлн руб., включая 746,3 млрд руб. в ЗПИФ, 272,4 млрд руб. в ОПИФ и 514,7 млрд руб. в БПИФ. Массовые ЗПИФ недвижимости стали одним из ключевых драйверов роста рынка.
Президент НАУФОР Алексей Тимофеев призвал не ужесточать, а напротив, снижать налоговую нагрузку на рынке для стимулирования инвестиций, отметив, что проблему уклонения от налогов можно решить через проработку с ФНС критериев для выявления таких практик.
Эксперты проекта Market Power полагают, что ПИФы перестанут быть удобным способом отложить или оптимизировать налогообложение пассивного дохода и могут стать менее интересными для ряда инвесторов. Не исключается отток средств из ПИФов, а если фонды будут вынуждены сокращать позиции, это может создать дополнительное давление на рынок акций и облигаций.
Налог 35% для нерезидентов на счетах типа «С»
Минфин предлагает повысить до 35% ставку налога на прибыль с дивидендов, уплачиваемых в пользу нерезидентов на счета типа «С». Сейчас такие доходы облагаются по ставке 15%. Счета типа «С» были введены весной 2022 года для иностранцев из недружественных стран — на них перечисляются дивиденды по акциям, купоны и погашения по облигациям.
Если налог на дивиденды по акциям для части инвесторов вырастет, дивидендные выплаты станут менее привлекательными после уплаты налога, указали в Market Power. Это может изменить поведение инвесторов перед дивидендными отсечками — часть участников рынка уже не будет заинтересована в покупке акций непосредственно перед выплатой. Относительно привлекательной альтернативой могут стать ИИС и инструменты с налоговыми льготами.
В рамках того же бюджетного пакета Минфин предложил и другие меры:
- НДС 22% при покупке товаров электронной трансграничной торговли (уплачивать его в качестве агентов будут маркетплейсы),
- таможенный сбор 100 руб. за посылку стоимостью до 200 евро,
- налог на сверхдоходы для отдельных добывающих компаний горно-металлургического комплекса — 30% от дополнительного дохода, для золотодобытчиков — 20%.
Законопроект должен пройти Госдуму и Совет Федерации. В случае принятия изменения вступят в силу с 1 января 2027 года.
- Что такое ненаблюдаемая экономика и почему её нельзя называть «теневой»
- Минфин предложил ввести обязанность ПИФов платить налог на прибыль по ставке 15% с пассивных доходов
- Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, уравнивающие в правах владельцев открытых и закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ).
