Россияне все более активно пользуются услугами площадок, собирающих у себя различных продавцов и продающих все, что душа пожелает. Естественно, что вокруг крупнейших маркетплейсов в последнее время много шума. Так, например, в прошлом месяце Ozon якобы собирался ужесточить правила для своих продавцов. По информации телеграм-канала Mash маркетплейс планировал повысить штрафы, усилить контроль за отменами и запретить продажу навоза и шин. Позже издание Forbes со ссылкой на пресс-службу Ozon опровергло слухи: из новых правил маркетплейс установил лишь минимальный размер списания за изменение условий отгрузки — 50 рублей. В итоге непонятно: то ли не было никаких планов ужесточения условий, то ли они из-за шумихи были стремительно свернуты.
В отличие от Ozon, штабу Wildberries (WB) приходится не просто опровергать слухи — у них серьезные дела с генпрокуратурой. В частности, с 9 по 13 октября при покупках на маркетплейсе с помощью карт Visa и Mastercard взималась комиссия 3%. Нововведение продержалось всего 4 дня, а от проверки генпрокуратуры в законности данной новации уже никуда не деться.
Wildberries не в первый раз привлекает внимание властей. Из-за за удержания полной стоимости бракованных или перепутанных товаров весной прошли забастовки сотрудников ПВЗ этого маркетплейса. После этого депутаты занялись разработкой закона, регулирующего работы маркетплейсов. В народе его называют «Закон Бакальчук» по фамилии владелицы Wildberries.
Штрафы, кражи и комиссии
Популярность маркетплейсов взлетела во время длительного локдауна в 2020 году, тогда выросла не только клиентская база интернет-магазинов, но случился еще и массовый прирост количества поставщиков. В реалиях, где у многих прогорел бизнес, вариант начать продажи на раскрученной платформе звучит, как возможность удачно стартануть. «У нас вы можете всего за несколько занятий освоить работу на Wildberries и начать зарабатывать миллионы», — такими сладкими речами инстаграм-коучи, которых теперь можно встретить на каждом шагу, заманивают к себе на обучение работе в WB. И если не знать про забастовки, штрафы и пр. не радужные новости, можно и поверить.
Как же в итоге обстоят дела, и всё ли так легко и прозрачно, как рассказывают коучи на занятиях Проблемы покупателей и сотрудников ПВЗ достаточно хорошо освещены, но с чем сталкиваются сами продавцы, знают немногие.
Онлайн-менеджер Мария работает на платформе WB больше 2-х лет. Отдав крупную сумму за обучение у коуча, она столкнулась с рядом трудностей.
Начать работу на WB очень сложно: слишком много подводных камней на самой платформе, о которых узнаешь только в процессе работы
Сайт для продавцов часто «висит» из-за обновлений и не дает обновить товар или ценник. Бывает так, что у продавца закончился товар, но он не может убрать его из ассортимента из-за проблем с сайтом, а покупатели уже успели приобрести отсутствующий товар. Что делать дальше? Отменять покупку и платить штраф за чужие ошибки. И с проблемами, к сожалению, обычно невозможно разобраться, потому что напрямую с представителями маркетплейса не связаться, а чат-бот в техподдержке отвечает автоматическими фразами. По словам Марии со странными штрафами и комиссиями приходиться иметь дело не только покупателям или сотрудникам ПВЗ.
Менеджер склада Григорий делится другими сложностями в работе: его беспокоит пропажа товаров и штрафы за дефекты, к которым продавцы сами часто отношения не имеют. «Товары необходимо сдавать в определенный срок иначе потом идёт просрочка, и ты оплачиваешь штраф», — жалуется Григорий, подчеркивая, что ему нередко приходится иметь дело просто с беспределом. Товар украден или испорчен, маркетплейс этот вопрос не регулирует, а покупатель не ждет — приходится отправлять заново и платить за это из своего кармана.
Коуч Антон не так категоричен в выводах о работе на маркетплейсе, в отличие от других наших героев. Сам он начинал с нуля без наставника, поэтому прошел и огонь, и воду, и медные трубы, пока не «приручил» Wildberries. Открыть онлайн-курсы Антон решил, потому что увидел повышенный интерес к маркетплейсам во времена пандемии.
Слышал, что многие учителя за бешеные суммы рассказывают, как радужно работать на Wildberries. Я тоже могу много что приукрасить. А смысл? Люди потом всё равно столкнутся с трудностями. Как по мне, лучше на берегу подготовить, чтобы они не потонули.
Коуч считает, что подводные камни есть везде, поэтому избежать проблем невозможно. Лаги сайта, пропажи и поломки товаров — издержки работы на маркетплейсе. «Не нужно думать, что в другом месте будет проще», — уверен наставник. И к пропавшим товарам он относится по-философски: от человеческого фактора никуда не деться, за всеми не уследить.
Через тернии к заветной цели
Действительно, нужно помнить, работа в интернете не будет проходить без лагов. И крупные мировые сайты «летят» или «виснут», что взять с интернет-магазина? Подумайте, готовы ли вложить деньги и время на такое дело. Долгий и упорный труд, как правило, окупается, но, как показывает жизнь, не у всех. Коучи расскажут об отличных перспективах, вдохновят на работу, но можем ли мы осуждать их за приукрашивание действительности? Окрыленные обещанными перспективами продавцы тоже ведут себя по-разному. Кто-то будет упорно бороться с трудностями и сможет на своем первоначальном вдохновении после общения с коучем добиться желаемого результата. А кто-то быстро разочаруется, столкнувшись с «реальностью», и обвинит во всем платформу. Как говорит Антон — это человеческий фактор. Приходить ли работать в крупный маркетплейс, который на самом деле дает много возможностей, — личный выбор каждого. Наше дело — предупредить, что золотые горы просто так с неба не падают.