Никого уже не удивляют женщины-полицейские, но по-прежнему есть люди недовольные тем, что женщины-машинисты недавно снова начали работать в московском метрополитене (ограничения на профессию были введены в 1980 году). Шквал неодобрения обрушивается не только на машинисток, но и на представительниц других профессий, в которых женщины только начали работать. Мы поговорили с женщинами, занимающихся традиционно «мужским» делом, чтобы узнать, насколько трудно им было доказать свой профессионализм.
Татьяна, высотница
Я работаю высотницей почти десять лет. У нас в семье много кто занят в этой специфике: мой брат и отец моего ребёнка — тоже высотники. Честно сказать, я панически боялась высоты. Об этом знали все мои друзья. Когда я рассказала им, что работаю на высотке, мне говорили: «Это как так?». Эта профессия была последней, которую можно было предположить, да и я тоже не ожидала такого поворота событий.
В моей профессии есть и сложности — это люди, которые шастают внизу и которые над тобой находятся. Есть большая вероятность, что они отрежут верёвку, выльют кипяток или швырнут чем-нибудь. Были ситуации, когда в меня кидали полную пепельницу, бутылки с водой. Хоть и спасает каска, всё равно очень неприятно. Но, а всё остальное: недостаток опор, за которые не завязаться, сложные крыши, где надо несколько верёвок натягивать,— особенность профессии, не больше.
А еще была ситуация у нас с напарником на сложной крыше, с которой нужно долго спускаться. Он висел и вешал верёвки, а я стояла внизу. Мы помешали одному менту, толстому, лысому, с огромным брюхом и пьяному, который жил в этом доме. Вот ему захотелось, чтобы мы не работали, и он нас в итоге выжил. Достал своё удостоверение и оружие: «Вот видишь? У меня тут пушка. Я тебя положу, а меня мои же и отмажут». Мы вызвали домоуправа на переговоры, но вынуждены были прекратить работу на этом адресе.
В «высотке» есть один большой плюс: мы практически не контактируем с людьми — некому критиковать и скептически относиться.
С предвзятым отношением к тому, что я высотница сталкивалась не раз, но я привыкла. Однажды мы разделились с напарником, и я пошла на крышу с охранником. Пока мы ехали в лифте, он мне объяснял, что мое дело — кухня, церковь и ребенок.
Еще бывают мимолётно брошенные фразы. Говорят, что мне нет места на этой работе. Но, чтобы избежать таких ситуаций, я не хожу одна, а мои напарники готовы вступиться. В высотке есть один большой плюс: мы практически не контактируем с людьми. Это очень хорошая особенность профессии. Есть какие-то пересечения, когда ты поднимаешься на крышу, иногда проскальзывают удивления: «А как справитесь?», «А хватит ли сил?». Конечно, хватит. Тут есть адекватное понимание того, кто и что может, у кого какие силы.
В марте 2021 года Минтруд сократил список запрещенных профессий для женщин практически в 4,5 раза — было 456 профессий, сейчас лишь 100.
Я не знаю, что значит разделение профессий на женские и мужские. Допустим, есть мужчины-модельеры. Что там, если посмотреть, такого: тряпки на женщин шить? Однако они же, вроде как, самые лучшие модельеры. Они же видят, как женщина должна выглядеть для мужчин, чтобы их покорить. Мне кажется, что должно быть просто отношение, как к профессионалу. Какой профессионал и насколько хорошо делает свое дело, насколько он сложен физически.
Александра, кузнец
Я работала секретарем-референтом и пела в ансамбле. Однажды меня отправили заказать ухват для выступления в кузницу. Пришла и увидела наковальню. В кузницу пришла в строгой юбке, на каблуках, с маникюром, ухоженная. Не знаю, кто меня тянул за язык, но попросилась попробовать себя и обучиться кузнечному делу. После начала вечерами приходить после основной работы в кузницу. Меня настолько это стало увлекать, что, спустя полторы недели, я решила уволиться и посвятить себя кузнечному делу.
Когда я рассказала родственникам о том, кем хочу быть, бабуля начала плакать. Отец более-менее поддержал, но тоже переживал. Мама расстраивалась, потому что у меня была действительно хорошая профессия.
В начале моей кузнечной карьеры трудно было всё. Со мной работали трое мужчин. Мне выделили маленькую комнатушку.
Свою работу я начинала со скоб. А еще создавала подсвечники. Это как работа на фантазию: ты начинаешь «мять» металл, как пластилин, работать и смотреть за тем, как он проявляет себя. Позже начала делиться знаниями, приглашать ребятишек на экскурсии, обо мне стали узнавать представители СМИ — постепенно это помогло.
Даже если мужчина-кузнец что-то делает некрасиво, то мужики всегда поддержат. А если ошибется женщина — выльют кучу грязи.
Если сравнивать меня десять лет назад, то моя жизнь и коллектив изменил меня. Я пришла в это дело в розовых очках, девушка-одуванчик, но борьба металл откладывали отпечаток на профессионализме — это все соединилось воедино, и «мужские» качества начали внедряться в женский организм.
Женщинам однозначно приходится сложнее в работе, чем мужчинам. Даже если мужчина-кузнец что-то делает некрасиво, то мужики всегда поддержат. А если ошибется женщина — выльют кучу грязи. И это происходит постоянно: ты трудишься-трудишься и порой не хочешь выносить свои изделия на суд таких зрителей, но приходится. Для женщин это двойная работа.
У нас в стране есть разделение на «мужские» и «женские» профессии. Но пользы, я считаю, в этом нет. Но я не люблю чересчур феминистические лозунги: «Мы — женщины», «Мы можем всё». Без мужской опоры и силы — мы никуда. У нас есть такие профессии, в которых женщинам будет физически и морально тяжело. Думаю, что разделения быть не должно, но главное, если тебе нравится твоя профессия, и ты это понимаешь — пожалуйста, занимайся.
Сейчас я знаю, что нахожусь на своем месте. Благодаря металлу, я познакомилась со своим супругом. Сегодня у меня в помощниках сын и дочь, поэтому мое дело передаю им.
Алина, пилот малой авиации
Я частный пилот. Работаю в авиации с 2015 года. Я никогда не хотела быть пилотом — это получилось случайно. Однажды просто позвали на аэродром, чтобы полетать на маленьком самолетике. И я влюбилась. Потом часто приезжала туда, была активисткой. За помощь меня частенько катали на судне. А через некоторое время ко мне подошел инструктор: «Может хватить кататься на пассажирском сиденье?».
Самое трудное — залезть в самолет во второй раз. Я летала в первый раз на самодельном самолете. Он был сертифицирован, но весьма специфический. Самолет от словосочетания — «сам летит». И если отпустить штурвал у нормального воздушного транспорта — он будет лететь прямо. А наш самолет так не летал. А еще судно было устроено так, что инструктор сидит за твоей спиной. И в первый полет мы даже не смогли летать по прямой: постоянно виляли. После такой попытки ко второму полету я психологически готовилась очень долго.
В тот год нельзя было поступить в школу авиации в России, и друг предложил учиться в Чехии. Российский диплом получила уже вторым, так как есть ряд небольших сложностей из-за различий между европейской и российской гражданской авиацией.
Самое трудное в начале пути — залезть в самолет во второй раз. В первый полет мы даже не смогли летать по прямой, постоянно виляли.
В Чехии были проблемы. В большинстве студенты разговаривали на своем языке. И когда ты заворачиваешь на посадку, слышишь, что на линии они все быстро-быстро переговариваются по-чешски, а когда вклиниваешься с английским, то настает гробовая тишина. И это вызывало дискомфорт.
Вообще в малой авиации нет конкуренции. И к женщинам относятся адекватно, если она садится за штурвал, принимают в летное братство. Все пилоты ходят с широко расправленными плечами и высоко поднятой головой: «Мы пилоты! Это вы-то, рожденные ползать, летать не можете». А когда ты совсем зеленый в этом деле, каждый опытный пилот считает нужным показать новичку всеми способами, что он ничего не знает. Меня учил весь аэродром. Они могут подойти и задать какой-то странный и сложный вопрос: «Ну-ка, расскажи мне формулу подъемной силы!», «Спасаться от бокового ветра будешь скольжением или еще чем-то?». Такие вопросы проходят со временем, но, с другой стороны, это помогает задуматься над многими вещами. А чтобы не упасть в грязь лицом, ты ходишь и обдумываешь ответы, читаешь книги, развиваешься.
Вообще у женщин есть определенные качества, которых нет у мужчин. Если правильно соединить вместе мужское и женское — получиться неплохой результат. Женщины более организованы и щепетильны. Этого часто не хватает мужчинам, поэтому в большой авиации женщины могут повысить безопасность полетов. А тогда и мужчинам самим будет приятнее летать.