Как работает мусорная реформа в Москве

С 2022 года столица присоединилась к мусорной реформе. Куда вывозят мусор теперь и что с ним происходит дальше

В Москве заработала дуальная система сбора мусора
©freepik.com

В 2019 году по всей стране началась так называемая «мусорная реформа», новая система обращения с отходами прописана в поправках к закону 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления». С тех пор все регионы РФ должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Окончательно процесс завершился в январе 2022 года, когда в Москва аукцион выиграла компания ГУП «Экотехпром». Теперь все компании, выигравшие тендеры почти 10 лет назад, должны заключить договор с региональным оператором на оказание «комплексных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация и захоронение твердых коммунальных отходов)».

Считаем метры, а не души населения

В результате по всей столице сложилась однотипная система сбора мусора. Районы разделены между семью операторами, по контракту они должны собираться, вывозить и утилизировать мусор. На каждой площадке для мусора теперь стоят два вида контейнеров: смешанные отходы (серый бак) и вторсырье (синий бак). Синий бак в свою очередь может быть закрытым или в виде сетчатого бака.

Как написано на информационных щитах, в серый бак выбрасываются средства личной гигиены, пищевые отходы, загрязненные емкости, в том числе масляные, и мусор образующийся на улице (листва, пыль); синий бак предназначен для пластика, металла, макулатуры и стекла. Все четыре фракции собираются в один бак, и разделяются только на мусоросортировочных комплексах. Такая система предполагает улучшение в системе переработки мусора, так как выделяется кластер материалов, которые можно переработать и использовать заново.

Для простых жителей это реформа в системе оказания услуг не поменяла ничего, а вот цена на утилизацию отходов возросла. Все дело в том, что реформа перенесла этот тариф из категории «жилищных услуг» в категорию «коммунальных услуг», поэтому теперь стало необходимо посчитать, сколько производит мусора отдельный гражданин. Для этого введено два определения — норматив накопления и единый тариф. Норматив накопления должен был отражать, сколько мусора производит один гражданин, но на деле это усредненная норма для определенного региона. Например, в Москве норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на одного жителя города Москвы — 1,45 куб.м и 272 кг в год. От этого идет расчет единого тарифа — вычисляется общее количество тонн, которые нужно вывезти с территории, и сумма всех затрат на это. Затем сумма делится на количество тонн и получается единый тариф за тонну. В Москве он составляет 839,23 рубля/куб.м. После чего эта сумма делится на количество метров каждой квартиры. И в итоге получается, что мусор производят не люди, а метры. Выходит, что москвичи платят не за количество мусора, который произвела семья, а по нормативу, который зависит от метража квартиры.

За утилизацию мы уже платили

Существует еще одна деталь, которая показывает, что система раздельного сбора мусора в Москве не до конца проработана. Дело в том, что в российском законодательстве внедрен механизм РОП (расширенная ответственность производителя), который обязывает производителей заниматься утилизацией произведенной продукции после утраты ее потребительских свойств, рассказывает руководитель ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. По закону, по этой схеме утилизируются товары и упаковка товаров из стали, полиэтилена, бумаги, пластмасса, стекла и др. Поэтому компании закладывают эти затраты в розничную цену определенного товара. По словам Гаркуши, такая система есть во многих странах Европы. В такой ситуации компании сами организуют сбор своей продукции, так как покупатели уже заплатили за ее утилизацию.

В России же такая система принята лишь частично. На уровне законодательства система РОП прописана, затраты на нее включены в цену, но конечный этап — сбор и утилизация произведенных товаров компанией — отсутствуют. Плюс в законодательстве также указано, что те же товары и упаковка, относящиеся к РОП, классифицируются и как ТКО, а значит их может собирать и региональный оператор. Поэтому для людей, которые не знают о расширенной ответственности (а таких большинство!), единственным вариантом остается выбросить тару или упаковку на обычную мусорку рядом с домом, за которую они ежемесячно тоже платит. И получается, что за некоторые виды мусора граждане платят дважды. Анна Гаркуша отмечает, что именно в этом проявляется несостоятельность системы, так как задуманные меры приняты не до конца.

Эксперт считает, что дуальная система, которая принята в России, неэффективна, но она все же лучше, чем ничего. Но отмечает, что многопоточная система сбора мусора лучше, потому что даже выделяемые, например, в Европе четыре фракции (металл, стекло, пластик и бумага) могут вредить друг другу при смешивании. Например, вторсырье выкидывается в один бак, из-за чего оно может пачкаться. И если пластик и стекло еще можно помыть, то бумага и картон могут намокнуть от жидкостей из банок или бутылок, что делает невозможным их дальнейшую переработку. Многопоточная же система предполагает нормальное функционирование системы РОП и стоимости залоговой тары (когда человек заинтересован в том, чтобы сдать тару правильно, и получить за это вознаграждение), разделение, каким мусором занимается муниципалитет, а каким — производства.

Недосортировка мусора

За каждым видом отходов ежедневно приезжает две разные техники, потому что смешивать такие виды мусора нельзя. Так как из-за загрязнений, например, от пищевых отходов процесс переработки может быть усложнен.

Из-за того, что все свалки на территории Москвы закрыты, а мусоровозы не могут перевозить отходы на дальние расстояния, машины едут на специальные станции перегрузки отходов. Чаще всего на них принимают мусоровозы из одного района. На этих станциях происходит перегрузка собранного мусора в более крупные контейнеры, после чего уже в них ТКО везут на мусоросортировочные комплексы, где выделяются полезные фракции из общей массы. Далее оставшуюся часть мусора отвозят на мусоросжигательные заводы или на захоронения на полигоны в Подмосковье. Мусоросжигательных заводов в Москве три, находятся они в Северо-Восточном, Южном округах и в районе Некрасовка. Захоронения ТКО на территории столицы запрещены, поэтому московский мусор отвозят в Подмосковье.

По данным на 2021 год на территории Московской области действует 37 захоронений, но только на три из них официально свозят мусор из Москвы («Хметьево» в Солнечногорском районе, «Дмитровский» в Дмитровском и «Тимохово» в Ногинском). По словам Анны Гаркуши, «скорей всего остаток мусора в Москве, который хорошо горит, и плохо перерабатывается, сжигается. Поскольку сейчас строятся мусоросжигательные заводы и правительство поощряет производство топлива из отходов». Но после сжигания остается вредный остаток, что с ним происходит — никто не знает. Вот как комментирует это бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь: «После сжигания образуется, например, 8% токсичной золы (3-4 класс опасности), мы догадываемся, что ее везут куда-то в поля. Это к вопросу о синих баках, красивые синие баки стоят, а куда деваются опасные отходы? Непонятно». А наиболее пригодный для переработки отсортированный на фракции мусор отправляется на переработку.

С вторичным сырьем дело должно было обстоять проще, так как в синем баке должно собираться только четыре подлежащие переработке, фракции. Мусоровоз забирает бак, отвозит его на мусоросортировочный комплекс, где весь объем мусора разделяется на 4 отдельных вида. После этого рассортированный мусор продается компаниям-переработчикам для его дальнейшего использования. Обычно сами компании не занимаются переработкой, так как у них нет соответствующих мощностей.

В реальности же, по словам Анны Гаркуши, все обстоит не так просто. Проблемы начинаются еще с мусорной площадки, из-за того, что люди часто не уделяют должного внимания разнице между баками: " Когда есть всего два контейнера, то вторсырье все вместе выглядит как ТКО. Если, например, у нас есть отдельный бак для стекла, отдельный для ПЭТ — это сразу видно, и у человека не возникает желания бросить что-то другое туда. Когда все вместе, особенно, когда в бак бросили что-то грязное, возникает ощущение, что это то же самое ТКО, что и в сером баке«. Из-за этого усложняется процесс сортировки, так как вторичное сырье загрязнено пищевыми отходами, упаковочной лентой и др. И из-за этого на мусоросортировочном комплексе мусор из синего бака проходит двойную сортировку, сначало отчищается от остатков пищи и упаковки, а затем делится на полезные фракции.

Существует еще одна недоработка, которая не способствует улучшению переработки мусора. Когда дуальная система только начала функционировать, в законодательстве было установлено, что сумма от продажи отсортированного вторичного сырья вычиталась из общей суммы затрат на вывоз мусора. Поэтому на следующий год тариф у населения должен бы уменьшаться.

И так из года в год, если бы это работало, люди осознаннее подходили бы к сортировке своего мусора. Но при такой системе страдает региональный оператор, потому что зарабатывает на объемах вывозимого им мусора. И по нынешнему законодательству разрешено не учитывать выручку от продажи вторсырья и считать вторсырье в общем объеме ТКО. Эксперт, комментируя этот момент, подчеркивает: «Теперь региональному оператору еще более невыгодно делать многопоточный раздельный сбор, потому что все должно быть ТКО. И еще более невыгодно пустить на площадку еще кого-то, потому что тогда сократиться общий объем».

Как сказал Олег Митволь, «по поводу мусорной реформы вопросов больше, чем ответов. Цвета баков — это не про экологию, это про пиар, хайп». Нужно не только изменять систему сбора и вывоза мусора, но и мотивировать людей заниматься раздельным сбором. Даже в рамках существующей дуальной системы.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter