Опасный поворот: кто оказывает помощь на дорогах

Когда машина внезапно встает посреди проезжей части, теряются почти все. Первый порыв - позвонить мастеру, который починит все на месте. Вот только стоит ли

©Инффин

Неопытный водитель в подобных обстоятельствах, скорее всего, решит сэкономить и вызвать мастера на место происшествия. Но подобные аварийные службы зачастую просто делают вид, что помогают, да это еще и влетает в копеечку.

Однажды мы отправились на дачу к моей подруге Марине на ее "восьмерке", которая буквально доживала свой век. Машину она купила незадолго до описываемых событий за 50 тысяч рублей - сами понимаете, что это было. Да и за рулем она была буквально неделю. Неудивительно, что по дороге мы заглохли посреди весьма оживленной улицы. Когда прошел первый шок, мы откатили машину на обочину и позвонили в автоклуб «А.Н.Г.Е.Л» - самую, пожалуй, известную службу помощи на дорогах. По телефону нам сказали, что за выезд специалиста нам придется в любом случае заплатить две тысячи рублей, если машину удастся завести - это обойдется нам еще в две тысячи. Итого - четыре. Эвакуатор стартово стоит пять тысяч, так что мы решили попробовать сэкономить с «ангелом».

«Ангела» звали Андрей, он подъехал довольно быстро и сразу принялся ковыряться под капотом. Машина завелась почти мгновенно, мы обрадовались и перевели оговоренные 4000 рублей на указанный мастером номер телефона. Когда я (как чувствовал, что это не финал истории!) спросил у Андрея, сможет ли машина проехать еще 60 км (столько нам оставалось до пункта назначения), он успокоил меня, что «машина еще не один год проездит». Заявление смелое - я всегда опасался садиться в дружеское авто - выглядело оно так, как будто еще Ленина видело.

Естественно, через сто метров мы снова заглохли. Естественно, снова позвонили в «А.Н.Г.Е.Л.» и снова на горизонте появился Андрей. Поставил аккумулятор на зарядку - первое правило мастера проверить источник питания или перезагрузить технику. Не помогло. Тогда автомеханик предположил, что проблема более серьезна (мы тоже предположили, даже ничего не понимая в устройстве автомобилей), а разбирать машину на дороге - дело пустое. Эвакуатор от «А.Н.Г.Е.Л.А» нас не устроил из-за долгого ожидания, мы вызвали другой. Дорогой помощник нас покинул, не вернув даже половины денег и переадресовал нас по вопросу оплаты в автоклуб. За эвакуатор мы заплатили еще пятерку.

Марина позвонила в клуб на следующий день и услышала, что нужно написать письмо, приложить квитанцию и ждать ответного звонка. Через пару дней и правда перезвонили и сообщили, что клиент оплатил вызов мастера и то, что машину завели, то есть клуб нам ничего не должен. Что с машиной стало потом (буквально через пару минут после запуска двигателя) — не проблема автоклуба. Вот тут-то и выяснилось, что ремонт на месте, собственно, никогда и не предполагается при такой низкой оплате. «Если бы нужен был ремонт, «сумма была бы другой», — заявила операционистка.

Комментарий юриста: а был ли «ангел»?

Инффин обратился к юристам с вопросом, кто здесь прав и кто виноват и как «не попадать на деньги» в подобной ситуации. Посмотрев документы (фитюльку, которую выдал нам мастер), юрист Инна Топадзе выяснила, что договор был заключен непонятно с кем. В верхнем углу «Извещения о неисправности на дороге», которое выдал нам Андрей, есть только логотип автоклуба, а, согласно квитанции банка, Марина перечислила 4 000 рублей физическому лицу на кредитную карту Сбербанка, сведения о владельце которой отсутствуют. Это как минимум уже нарушение. Согласно статье 9 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию: наименование, адрес, график работы, номер из ЕГРЮЛ. В нашем извещении ничего этого не было. Изображение торговой марки «А.Н.Г.Е.Л.» не говорит вообще ни о чем - мало ли на заборах понаписано и понарисовано.

Юрист выяснила, что данные ЮЛ, размещенные на сайте автоклуба «А.Н.Г.Е.Л», относятся к региональной общественной организации автовладельцев «Клуб «Ангел», которая не имеет права оказывать коммерческие услуги.  К слову, как отметила Топадзе, на сайте автоклуба и не указано, что услуги оказывает сама организация. Скорее всего клуб работает как агрегатор и диспетчер (как »Яндекс Такси”,например). То есть кто окажет нам реальную услугу (и окажет ли) - непонятно совсем, а деньги мы сами перевели человеку - ну захотелось нам просто.

Юристы отмечают, что решать подобные споры в судебном порядке бесполезно - будет ситуация «мое слово против его слова». Можно, конечно, попробовать направить компании официальную претензию с требованием возврата средств, но шансы на благополучный исход невелики.

Вопрос, что делать, если машина встала по непонятной причине, остается открытым. Возможно, проще вызвать эвакуатор сразу. Но если вы все же хотите экстренно получить помощь на дороге до начала оказания услуги нужно потребовать договор, в котором бы содержались все положенные по закону сведения об исполнителе, а также о стоимости работ с перечислением их видов и объемов. А при оплате требовать фискальный чек, подтверждающего оплату. Без договора жаловаться на нарушение прав потребителей, увы, невозможно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter