Двойной тариф

Как не остаться без авиабилета, честно заплатив за него

Иногда приходится платить за перелет дважды
©freepik.com

За последние два года спрос на авиаперелеты как в зарубежные страны, так и между российскими городами увеличился в разы — все куда-то летят. По данным Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний вырос в этот период на 31%. Выросло и число накладок, когда купившему билет не удается улететь. Иногда виновата авиакомпания, но часто сами пассажиры не читают правила авиаперевозок и попадают впросак. Рассказываем, как не потерять деньги из-за собственной невнимательности или неосведомленности и летать без конфликтов с перевозчиками.

В 2021 году со мной произошла история, которая научила более настороженно относиться к авиакомпаниям. Это был первый курс института, совсем недавно случился переезд в столицу, привязанность к близким была всё ещё максимальна. Узнав, что у меня есть несколько свободных дней в ноябре, я решила посвятить их поездке в родной город к семье. Купила билеты авиакомпании Utair на рейсы Москва — Самара и Самара — Москва одним чеком. Вылет был назначен на 4 ноября, а вернуться в столицу предполагалось 8 ноября. Но обстоятельства сложились иначе, и уже 31 октября я прилетела в Самару другим рейсом той же авиакомпании.

Пришло время возвращаться в Москву. Ритуалы прощания с родственниками пройдены, вещи собраны. По пути в аэропорт настигло странное предчувствие: что-то точно пойдет не по плану. Не придала этому значения, но оказалось, что зря — чутье не подвело. Прибыла в аэропорт, уверенно пошла к стойке регистрации на рейс, дала паспорт, в телефоне на всякий случай открыла электронный билет. И вдруг сотрудница аэропорта сообщила: «Вас нет в списках пассажиров». Руки затряслись, сердце заколотилось. Как же так? Показала сотруднице аэропорта билет туда-обратно, девушка быстро пробила данные в компьютере и с невозмутимым выражением лица заявила: «Так вы же не полетели «туда» (в Самару), вот билет «обратно» (в Москву) и аннулировался автоматически. Нужно читать правила авиаперевозок! Может быть еще один билет купите? Пройдите в кассу».

Первое, что пришло в голову — это манипуляция авиакомпании с целью получения большей выгоды. Сгорели билеты — купи еще. Забавно, что поставить пассажира в известность, что обратный билет не будет действителен, если не воспользовался первым, никто не удосужился. Деньги потрачены, причем дважды впустую — на второй билет в Самару (по своей воле) и на второй билет в Москву (уже по воле авиакомпании), на душе остался осадок. Билетов на нужный рейс в продаже не осталось. Пришлось уехать из аэропорта и купить новый билет уже на другую дату.

В этой ситуации авиакомпания поступила правомерно. Согласно Приказу Минтранса России от 28.06.2007 N 82, требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира. Авиакомпанией Utair предусмотрен пункт неявки на один из так называемых Return Ticket (билет туда-обратно). Согласно п. 4 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается

Карина Эндреева,
юрист по гражданским делам

Однако всё не так плохо, как может показаться. Если человека не допустили на рейс, то средства, которые он потратил на покупку билетов, можно взыскать. В случае каких-либо затрат в связи с недопуском на рейс можно обратиться в суд за компенсацией и предоставить доказательства, пояснила юрист.

Карина Эндреева рекомендует каждый раз внимательно изучать условиям авиаперевозок, так как у каждой компании они свои. Также лучше не экономить, а покупать авиабилеты с возможностью возврата, причем билеты «туда» и «обратно» приобретать раздельно, не одним чеком. 

5 советов как летать выгодно и комфортно

1. Будьте скрытными

При поиске билетов на сайте авиакомпании включайте режим «инкогнито» и отключайте определение геолокации. Популярные агрегаторы отслеживают по cookie ваше местоположение, ваши интересы, прошлые покупки билетов и устройство, с которого выполняется поиск. На основании этих данных делается вывод о платежеспособности человека. Так, пользователь айфона из Европы увидит более высокий тариф, чем житель бедной африканской страны.

2. Выбирайте правильный день для покупки билетов

Покупать билет на самолет лучше всего в первой половине недели. В выходные дни цены сильно вырастают. Самые дешевые билеты предлагаются во вторник или среду. Руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова пояснила этот парадокс: каждую среду в полночь Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) обновляет курсы валют, на которые ориентируются авиакомпании«.

3. Не дайте овербукингу испортить ваши планы

Овербукинг — обычная практика авиакомпаний, особенно на популярных направлениях, когда билетов на рейс продано больше, чем есть мест в самолете. Так авиакомпании стараются обезопасить себя от неявок и максимально загрузить самолет. Овербукинг не нарушает ни один закон ни одной страны. Вы можете купить билет, прийти на стойку регистрации и услышать: «Места закончились, вы не сможете улететь этим рейсом». Чтобы избежать такой ситуации, воспользуйтесь онлайн-регистрацией.

Если вы всё же стали тем самым «счастливчиком», которому не досталось места в самолете, авиакомпания обязана предоставить место на следующий рейс, денежную компенсацию, питание, напитки и место в гостинице, если предстоит долгое ожидание вылета. Вы также можете отказаться от полета другим рейсом и требовать не только полный возврат денег за билет, но и получения компенсации от авиакомпании. Но есть и приятный исход событий без разбирательств и судов. Если вы летите «экономом», а в «бизнес-классе» остались свободные места, вас могут посадить туда.

4. Курица или рыба?

В случае отмены или задержки рейса авиакомпания обязана обеспечить пассажиру комфорт и оказать в качестве компенсации дополнительные услуги. Как бы авиакомпании не хотелось обременять себя дополнительными затратами, перевозчик всегда стремится к максимальной заполняемости самолета, но и клиента компании могут (и должны!) получить положенное.

Так, например, пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет предоставляется комната матери и ребенка и бесплатное хранение багажа. Если рейс задерживается более чем на два часа, авиакомпания обязана выдать пассажирам прохладительные напитки и обеспечить возможностью совершить два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте.

При задержке вылета более чем на четыре часа пассажир имеет право получить горячее питание. В случае долгого ожидания рейса горячее питание должно предоставляться каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное. Если вы ждете рейс более восьми часов днем и более шести часов ночью, то проводить время в аэропорту точно не придется. Авиакомпания обязана разместить пассажиров в гостинице и организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно. Все вышеперечисленные услуги авиакомпания должна предоставить бесплатно.

5. Лучше перестраховаться

Зачастую туристы вынуждены отказаться от запланированной поездки. Они теряют деньги за оплаченные авиабилеты, отель, экскурсии. Ни одному туроператору или агентству не выгодно возмещать потраченные средства в полном объеме. Лучшее решение — оформить страховку от невыезда. Если вы не можете отправиться в путешествие по уважительной причине, то вам вернут расходы в полном объеме.

К обстоятельствам, в которых возможно получить выплату по страховке, относятся болезнь, несчастный случай, незапланированная госпитализация, смерть застрахованного лица или его родственника, призыв в армию, повестка в суд, серьезное повреждение имущества туриста, стихийное бедствие или чрезвычайное положение, отказ в визе или задержка ее выдачи, при условии, что все документы поданы вовремя.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter