Каждый современный человек ежедневно сталкивается с непростым выбором способа перемещения из точки А в точку В. Ведь необходимо учесть множество важных факторов. Например, уровень спроса на такси, наличие каршеринга рядом с домом или же затраты на парковку в центре города. У каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки, Инффин постарался собрать их воедино и проанализировать, а также посчитать, как ваш выбор скажется на вашем кошельке.
Один на всех
Вы можете взять в каршеринг (краткосрочную аренду) авто на 15 минут или на все выходные. Для многих людей это отличное решение: вы платите только за время, не заботясь о заправке, мойке, страховке и ремонте. В то же время вы не зависите от стили вождения и квалификации водителя такси.
Плюсы
- Парковаться можно бесплатно на большинстве платных парковок Москвы.
- Предоставляется полная свобода за рулем (в рамках ПДД) — водитель сам настраивает машину под свои желания и потребности.
- В стоимость аренды включено страхование гражданской ответственности водителя (ОСАГО) и самого автомобиля (каско).
- Пользоваться машиной можно столько, сколько тебе нужно. Так как арендатор никак не ограничивает срок использования. У многих сервисов аренды есть «пакетные предложения», например, на длинные праздники, они выгоднее поминутной аренды. Если едете далеко, плата может взиматься за километраж.
- Водитель сам выбирает модель и марку машины.
Минусы
- Не всегда автомобиль нужной модели находится рядом, иногда до него нужно идти/ехать.
- Другие водители могут недобросовестно относится к машине, что доставит дискомфорт новому водителю (курить в салоне, оставлять мусор и т.д.)
- Если вы берете машину непривычной марки, может потребоваться время на привыкание к габаритам, плавности газа и тормоза.
- Окончить поездку можно только в разрешенной зоне. Например, чтобы поехать на каршеринге на дачу в 80 км от Москвы, нужно брать машину на все то время, пока вы пробудете за городом, так как «сдать» ее по приезду и потом для возвращения взять другое не получится.
- Нельзя выезжать из зоны действия каршеринга, так как агрегатор может просто заблокировать двигатель автомобиля — вы попросту не сможете его завести, если вышли за границы дозволенного.
- Не забывайте, что Большой Брат следит за вами — например, если вы сильно превышаете скорость, вам могут позвонить прямо во время движения и попросить соблюдать ПДД.
Стоимость
Цена на различные авто отличается друг от друга. Например, BMW или AUDI обойдется пользователям сервиса дороже, чем Lada. Официальный сайт Московского транспорта приводит данные с различных сервисов аренды каршеринга в Москве. В самых популярных компаниях (Делимобиль, Яндекс.Драйв, Ситидрайв и BelkaCar) средняя цена за минуту поездки равна 8 рублям. Поездка из спального района Москвы в центр города и обратно займет примерно 3 часа + поездки в магазин, к друзьям или по другим важным делам, это еще плюс 2 часа за рулем. Итого в день около 5 часов, что составляет около 1800 часов (108 000 минут) в год за рулем. В итоге у нас получается цена на каршеринг в год приблизительно 864 000 рублей в год.
Вам шашечки или ехать?
Поездки на такси стали довольно распространенным способом перемещения в мегаполисе, это удобно, особенно, если у вас нет водительского удостоверения. Такой вид транспорта за последние пять лет стал почти вдвое популярнее, чем раньше, согласно данным НАФИ. В такси пассажир не задумывается о ситуации на дороге и количестве оставшегося топлива, что позволяет расслабиться во время передвижения в городе или даже поработать.
Плюсы
- Нет соседей, едете в тепле и комфорте.
- Не нужно прокладывать маршрут, думать о дороге.
- Как и в каршеринге, бензин, мойка, страховка, ремонт — не ваша забота.
- С 1 сентября 2024 года все пассажиры такси будут застрахованы, но многие агрегаторы уже включили страхование жизни и здоровья пассажиров, то есть если вы попали в ДТП в этом качестве, можете обратиться в страховую компанию за лечением или выплатой.
- Существуют разные модели автомобилей такси, что позволяет безопасно перевозить детей в автокреслах или даже крупногабаритные вещи.
Минусы
- Цены на такси зависят от уровня спроса, что значительно повышает стоимость в утренние и вечерние часы. Или в плохую погоду. При сильном ливне или снегопаде цены могут взлетать почти вдвое против обычных. В обычное время с завышением цены можно бороться «народными средствами»: заказывать машину и тут же отменять, потом снова заказывать и снова отменять. Если есть время на подобные эксперименты, на третий-четвертый раз вам могут наконец предложить приличную цену.
- Есть человеческий фактор: не каждый водитель будет вежливым с пассажирами. Вас может не устроить и стиль вождения, в столице появилось много «джигитов», которые еще умудряются и смс писать за рулем.
- Возможно долгое ожидание машины.
- В последнее время в центре Москвы и в районах крупных транспортных развязок наблюдается серьезные проблемы с навигацией, а большинство таксистов ездить без подсказки не умеют, так как плохо знают город.
Стоимость
Нынешней осенью цены на такси в России достигли своего максимума за последние 10 лет. Об этом свидетельствуют данные Росстата. Теперь стоимость 1 км дороги в среднем 32,5 рубля. Рассмотрим такие же маршруты, как и у каршеринга, то есть спальный район на окраине города — центр и обратно, а также еще несколько поездок по делам. Исходя из этого маршрут от метро Отрадное до метро Охотный ряд составляет 15 км, а общее количество 50 км в день. Получится за год приблизительно 18 000 км. Умножив это число на среднюю стоимость такси, мы получаем, что такие поездки в год обходятся пассажирам в 585 000 рублей.
Не роскошь, а средство предвижения
Личный автомобиль по праву считается одним из самых удобный и практичных видов транспорта. На дорогах Москвы все больше и больше машин с каждый годом, несмотря на беспрецедентный рост цен в последние пару лет. Обслуживание, бензин и страховка тоже не дешевеют.
Плюсы
- Свобода передвижения в любую точку в любое время.
- Это только ваше пространство, вы можете обустроить его по своему вкусу.
- Атрибут успешности.
Минусы
- Считается, что автомобиль требует постоянного внимания и значительных средств для поддержания его в хорошем состоянии.
- Если вы едете в центр, необходимо позаботиться о парковке.
- Куда бы вы ни ехали, нужно помнить про то, что бензобак не резиновый и проверить, есть ли по дороге заправки.
- Страховка на сей раз — ваша зона ответственности. И если сам автомобиль вы можете не страховать или страховать «на минималках» — только от угона и тотального уничтожения — то от ОСАГО вам никуда не деться.
Стоимость
Для расчета возьмем популярный у москвичей автомобиль среднего класса Hyundai Solaris.
Автовладельцу надо постоянно заправлять машину (в среднем 66 800 руб. в год при пробеге 18000 км (см.расчет для такси) и расходе топлива около 7 л на 100 км в городском цикле), проводить техническое обслуживание хотя бы дважды в год (на авторизованном сервисе минимум 30 000 руб.), а также платить транспортный налог (1 200 руб. на автомобиль мощностью 100 л.с.). К этому еще важно добавить стоимость парковок в Москве. На такие траты возьмем среднюю цифру в 30 000 рублей в год. И не стоит забывать про ОСАГО, что тоже выходит в среднем 8 000 р.
Плюс часто возникают мелкие траты, которые мы обычно в расчет не берет. Например, замена дворников, лампочки в фаре, регулярная покупка жидкости стеклоомывателя, автомойка, мелкий ремонт типа закрашивания царапин — суммарно это обойдется еще в 25 000 рублей. Итого получается 161 000 в год, такая сумма нужна для комфортного вождения личного автомобиля.
Однако к этой сумме мы все-так должны добавить стоимость автомобиля с учетом аммортизации — выезжая из салона новый автомобиль сразу теряет в цене 20% плюс еще примерно на 10% он дешевеет каждый год вне зависимости от его состояния. Ну это в спокойные времена, когда рубль не скачет, как безумный, и нет ограничений на поставки новых импортных автомобилей из Европы, Японии, Кореи и США.
Стоимость нового Hyundai Solaris начинается от 2 млн рублей. В теории в год он должен дешеветь примерно на 200 тысяч рублей, которые тоже можно отнести к затратам.
Исходя из приведенных выше цифр становится понятно, что дороже всего передвигаться на арендованных автомобилях, дешевле всего — как ни странно — на собственном авто, однако, для того, чтобы потом экономить на поездках, сначала нужно найти кругленькую сумму на его покупку. Можно рассмотреть кредитный вариант, но тогда придется добавить в расчет еще ежемесячный платеж по кредиту. При ставке 15% годовых, сумме кредита 1800000 (допустим 200 тысяч — первоначальный взнос), сроке 36 месяцев, платеж составит 34800 в месяц или 417600 рублей год. То есть суммарно стоимость покупки автомобиля в кредит с его обслуживанием будет соизмерима с использованием такси: 578 000 против 585 000. Разница — в пределах погрешности. Но если добавить в этот расчет еще и стоимость полной страховки автомобиля (около 45000 тысяч рублей в среднем для выбранной нами модели и опытного водителя), а по данным Совкомбанк Страхование спрос на страхование автомобилей неуклонно растет, то такси окажется более дешевым средством передвижения, чем собственный автомобиль, даже с учетом бешеного роста цен в последние месяцы.
Так что иметь или не иметь автомобиль — личный выбор каждого водителя.