Документ, внесенный правительством, ужесточает Кодекс об административных нарушениях на фоне планов по обелению экономики. Как заявил замглавы Минфина Алексей Сазанов, цель реформы — принудительное улучшение кассовой дисциплины и искоренение практики переводов на личные карты, которая получила массовое распространение в 2025–2026 годах.
Сейчас за работу без кассы организации платят 30 тыс. рублей. По новым нормам эта сумма поднимется до 150 тыс. рублей. Штраф за использование техники с нарушениями или неотправку чека вырастет с 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
Особенно чувствительным изменение станет для индивидуальных предпринимателей: их перестанут считать должностными лицами. Если раньше ИП отделывались штрафом в 10 тыс., то теперь для них вводятся санкции на уровне юрлиц — от 150 тыс. рублей.
Законопроект вводит прогрессивную шкалу за рецидивы. Повторное нарушение в течение года (при сумме расчетов без кассы менее 1 млн рублей) обойдется минимум в 300 тыс. рублей. За третий и последующие случаи — уже от 750 тыс. рублей. Если объем неучтенной выручки превысит миллион, бизнесу грозит административная приостановка деятельности.
Новация затрагивает и процесс привлечения к ответственности. Возбуждать дела налоговая сможет дистанционно, опираясь на данные автоматизированного контроля, без выхода на объект. При этом из КоАП исключается норма об обязательной замене первого штрафа на предупреждение.
Алексей Сазанов обосновал жесткость мер статистикой: из 80 тыс. ежегодных проверок ФНС 99% выявляют нарушения. В 2024 году доля именно неприменения ККТ достигла 77,7% (60 тыс. эпизодов). В Минфине подчеркивают: текущие санкции несоразмерны выгоде от ухода от налогов. При этом в прошлом году бизнес уже выплатил штрафов на 2 млрд рублей.
Идею борьбы с теневой выручкой в Думе поддержали, но резкий скачок сумм встревожил парламентариев. Андрей Кузнецов («Справедливая Россия») призвал привязать размер взысканий к обороту, напомнив о налоговой нагрузке на микрофирмы. Владимир Плякин («Новые люди») усомнился в справедливости уравнения ИП и крупных компаний. В ответ Сазанов заявил, что нарушители получают необоснованное преимущество перед добросовестным бизнесом.
Депутатов также волновали риски отключения интернета. Замминистра заверил: если данные остались в фискальном накопителе и переданы в течение 30 дней после восстановления связи, наказания не последует. Никита Румянцев («Единая Россия») уточнил, что проект освобождает от ответственности при добровольном сообщении о поломке, а также позволяет направить чек коррекции до того, как нарушение обнаружат налоговики.
Все важные новости в Телеграм-канале Inffin. Больше историй и советов экспертов в Дзен. Присоединяйтесь!
