Секреты привлекательности Тайка Вайтити

Тайка Вайтити — везучий парень или неутомимый трудяга?

Тайка Вайтити - один из самых влиятельных людей мира кино
©Pinterest

Тайка Вайтити — актер, сценарист, режиссер. Обладатель Оскара и BAFTA, он был назван одним из самых влиятельных людей мира. Кто же он такой и почему индустрия кино его так любит? Он везучий парень, которому все победы судьба принесла на блюдце, или же трудолюбивый работяга, который усердно сражался за место под солнцем?

Кто такой Тайка Вайтити? Спросите моего психолога. Это то, что пытаемся выяснить прямо сейчас

Тайка Вайтити,
актер, сценарист, режиссер

47 лет назад в Новой Зеландии у школьной учительницы, которая раздавала книги заключенным в тюрьмах, и преступника завязался роман, а вскоре появился ребенок. Ребенок, который в будущем ворвется в Голливуд с оригинальным, смешными и аутентичными фильмами и заработает себе заслуженную репутацию гениального режиссёра.

Через призму детского взгляда

В 13 лет мама Тайки отвела его на показ мультфильма «Акира». Хотя этот момент мог бы стать подходящим для мальчика, чтобы захотеть связать свою жизнь с кинематографом, это случилось несколько позже, через несколько лет. Но это был день, когда юный Тайка понял, как в творчестве можно совмещать различные приемы, ломать установленные правила, чтобы удивлять зрителя. Этот момент, безусловно, повлияет на его дальнейшие работы.

В школьные годы Тайка Вайтити был «социальной бабочкой»: «порхал» от одной социальной группы к другой, пытался познакомиться поближе с разными субкультурами. Будучи студентом, он успел побыть частью комедийного ансамбля So You're a Man, гастролирующего по Новой Зеландии, а после — частью комедийного дуэта The Humour Beasts.

В кинематограф Тайка Вайтити попал как актер, но эта работа его не устроила. Однажды на съемках фильма, где ему досталась роль стриптизера, он сидел в своей гримерке, задумчиво поедая тунец из консервной банки в ожидании своего выхода на площадку. Там его посетила мысль о том, что, возможно, это место не для него. «Это то, что я хочу делать со своей жизнью?», — думал он. — «Мне кажется, меня все-таки ждет что-то большее». Именно в той гримерке он написал сценарий к своему первому фильму.

Начинащий 30-летний режиссер осмелился на то, чего избегают многие успешные постановщики — работать с детьми. Главными героями его первой картины — «Две машины, одна ночь» — стали именно дети. И он не прогадал, потому что этот комедийный короткометражный фильм был номинирован на Оскар в 2005 году. Неужели именно в этом — показать реальность через призму детского взгляда — и был секрет успеха? Ведь этот прием Тайка Вайтити еще не раз будет использовать в своих дальнейших работах («Мальчик», «Охота на дикарей», «Кролик Джоджо»). Возможно, в этом есть часть правды, но не все так просто.

Ты мой вампирский враг

На дворе 2005 год. Тайка Вайтити со своими партнером из комедийного дуэта, Клементом Джемейном, задумываются о создании псевдодокументального фильма о вампирах. Это еще всего лишь нечеткая задумка; у них нет придуманных сцен, сюжета, только идеи для персонажей. Тогда они решают представить этих персонажей публике и посмотреть на реакцию, чтобы решить, есть ли смысл браться за картину.

Джемейн Клемент стоит на сцене в образе вампира и рассказывает стендап, посвященный, очевидно, вампирской тематике. Неожиданно в зале с места встает человек тоже в костюме вампира (это, конечно, Тайка Вайтити в образе) и начинает злостно кричать:

«Ты, мой вампирский враг, — говорит он с сильным акцентом. — Зачем преследуешь меня веками?! Между героями начинается спор, наполовину прописанный заранее, наполовину сымпровизированный. Вокруг раздается смех ? зрители в восторге. Задумка оказалась успешной. Немного позднее появляется короткометражный фильм «Что мы делаем в тени: интервью с некоторыми вампирами», как еще одна часть проверки интереса зрителя. После этого начинается долгий процесс создания полнометражного фильма.

Тайка и Клемент пишут сценарий на протяжении почти 7 лет. Делают они это медленно. Некоторые встречи состоят из часов тишины, а в результате пишутся лишь пара предложений. Но главное, они себя не ограничивают: вставляют любую сцену, которую им захочется. Из-за этого финальная версия сценария, которая еще и дополнялась в процессе съемок, получилась огромной. Но для актеров это не оказалось проблемой — сценарий они даже не увидели.

Юмор для Тайки Вайтити очень ценен. Как он говорил в интервью: «К счастью, я родом из культуры, в которой принято много смеяться над собой». Поэтому к подбору актерского состава он подходит ответственно и всегда предпочитает актеров, которые могут импровизировать и делают это быстро и остроумно. На съемках актерам действительно не показали целый сценарий, а только объяснили, что происходит в сцене, реагировали они самостоятельно. Тайка хотел создать пародию на документальное кино, которая будет близка к реальности: отсутствие постановочных кадров, речей, слишком длинных и складных для живого общения и неестественной реакции на происходящие. В результате вышел фильм, почти полностью состоящий из импровизации.

Процесс редактирования был тоже непростой. Тайка и Клемент не ограничивали себя не только во время написания, но и на съемках. Новая идея сцены пришла в голову? Нужно осуществить. У двух режиссеров разные взгляды на одну задумку? Нужно заснять оба варианта, а также третий, смешанный из первых двух, на всякий случай. В результате получилось более 150 часов материала, из которого необходимо было оставить только два.

Годы кропотливой работы над фильмом не прошли зря: «Реальные упыри» окупились и собрали в прокате почти $6 млн несмотря на то, что фильм подвергся огромному количеству пиратских скачиваний. Что же в нем такого? Из процесса создания фильма можно увидеть, как Тайка Вайтити подходит к своему творчеству. Его картины не теряют аутентичность в угоду публике и следования установленным правилам, наоборот, они нарушают эти правила, остаются своеобразными. Тайка одновременно тратит огромное количество времени на создание материала, проверки его, но также он часто рискует, делает что-то спонтанное, что-то, что может привести его к провалу.

От вампиров до Гитлера

В настоящее время Тайка Вайтити не забросил свои эксперименты, он продолжает работать, а не сидит на месте, наслаждаясь плодами уже созданных картин. За годы работы Тайка успел стать частью команды киновселенной Марвел и «Звёздных войн». Его «Реальные упыри» породили спин-оффы: сериал «Что мы делаем в тени» и «Паранормальный Веллингтон». Он сыграл роль воображаемого Гитлера в своем комедийном фильме «Кролик Джоджо», который получил Оскар и BAFTA за лучший адаптированный сценарий. А в ноябре в прокат выйдет его новая спортивная комедия «Следующий гол — победный» (премьера состоялась 10 сентября 2023 года в Торонто.

Фильмы Тайки Вайтити нельзя назвать даже однотипными, не то что однообразными, они посвящены совершенно разным темам. Жанры, в которых он снимает, тоже имеют мало общего. Тем не менее, смотря любую из его картин, почерк режиссера увидеть легко. Легкий юмор, шутки, резко прерываемые трагичностью, трогательные моменты, живые персонажи, самобытность. Он знает, чего зритель хочет, как заставить его забыть о реальности на протяжении нескольких часов в кинозале. Но при создании фильмов он никогда не предает свою принципы, не идет на поводу у индустрии ради погони за выгодой, а делает все по-своему, так, как считает правильным. И судя по количеству выигранных наград, он не ошибается.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter